О компании
Направления деятельности
Фотогалерея
Статьи
Наши клиенты
на главнуюкарта сайтаконтакты
Призовите эконома!06.04.2009 Опубликована в журнале "Чистая прибыль" Русские не мелочатся Не так давно многие российские компании пришли к выводу, что стремительного роста больше не будет и настало время экономить на расходах. Первыми это прочувствовали те собственники, которые не привыкли считать деньги. Неожиданно они столкнулись с тем, что их бизнес фактически доведен до банкротства: резкое снижение прибыли вследствие кризиса не сопровождалось сокращением расходов компании. А экстенсивное развитие стало невозможным из-за трудностей с привлечением денег. Тогда и потребовались специалисты по оптимизации расходов. Оклад, который бизнесмены готовы предложить «эконому» за спасение от разорения, практически сравнялся со средней зарплатой хорошего топа и достигает $ 0,5 млн. в год. Руководители в России справляются с лишними расходами по-разному. Одни самостоятельно борются с безграмотностью, осваивая курсы MBA, что позволяет им лучше разобраться в финансовой «кухне» предприятия. Другие доверяют функции экономии финансисту, который способен проанализировать расходы компании и подсказать наименее болезненный способ их сокращения. Все чаще на российском рынке труда можно встретить такие вакансии, как операционный менеджер, контролер, директор по развитию. Куда смотрят наши? Когда в 2006 г. концерну «Стирол», планирующему разместить свои акции на Лондонской фондовой бирже, снизили рейтинг, председатель правления компании Николай Янковский уволил финансового директора, а не президента компании. Хотя планы по выходу на IPO были отсрочены, должность директора по развитию осталась. Этот специалист отвечает за новые направления деятельности, рассчитывает инвестиции в них, а также планируемую прибыль. При подготовке к IPO на «Стироле» по западному образцу была выстроена система не только управления, но и финансовой отчетности, которая стала более прозрачной и понятной иностранным инвесторам. Украинские собственники возлагают функции по сокращению издержек на топов, не требуя от них соответствующих навыков. Исключением является только крупный бизнес. «Мы редко сталкиваемся с тем, чтобы от первого лица компании требовали опыт работы финансовым менеджером или соответствующее образование. Владельцев бизнеса интересует не так образование, как конкретные достижения. Топ-менеджер должен говорить языком цифр. На вопрос об опыте работы собственники хотят услышать от претендента рассказ о том, на сколько он увеличил оборот и прибыль компании, в которой работал», – говорит управляющий партнер компании «Венбест» Юлия Тупчий. Собственники в Украине привлекают для контроля над издержками непрофильных специалистов. Многие руководители кадровых агентств отмечают, что повышенный интерес к финансовым директорам наблюдался примерно полтора года назад. Тогда зарплата таких специалистов в зависимости от вида бизнеса и выполняемых функций составляла от $ 1,5 тыс. до $ 10 тыс. в месяц. Востребованы не только финансовые директора, но и финансовые контролеры и казначеи. Классический вариант «эконома» – так называемый финансовый контролер, правая рука финансового директора. «Он обеспечивает лиц, принимающих решения, информацией о состоянии бизнеса. Составляет бюджеты, формирует финансовую и управленческую отчетность, анализирует и объясняет отклонения фактических показателей от запланированных, ищет пути сокращения затрат и т. п.», – рассказывает финансовый директор «Козырной карты» Михаил Юдин. Например в общий «котел» многопрофильного холдинга с двумя десятками направлений деятельности «упало» $ 0,5 млн. прибыли. Задача финансового контролера – показать, какой вклад в общую прибыль внес каждый бизнес. Возможно, какие-то направления убыточны, несмотря на то что общий финансовый результат по холдингу положительный. «Руководитель знакомится с этой информацией и принимает решение, какие направления развивать, а какие стоит и закрыть. Скажем, составляющая импортного сырья в себестоимости больше запланированной. Либо иностранный поставщик поднял цену, либо упал курс гривни, либо технологические потери выше нормы. Задача финансового контролера – объяснить влияние каждого из этих факторов на себестоимость», – объясняет господин Юдин. Некрупному бизнесу содержать финансового директора, финансового контролера и казначея в придачу зачастую не по силам. Поэтому функции финансового контролера тут может выполнять финансовый директор или даже бухгалтер. Иногда подобных специалистов назначает не генеральный директор, а кто-то из акционеров. Правда, обусловлено это, скорее, не их вниманием к управлению издержками, а желанием застраховать себя от мошенничества со стороны партнеров. Перестраховывается и транснациональный бизнес. «Финансовый директор в нашей компании – фигура самостоятельная и обладает правом вето. Он подчинен генеральному директору, центральному офису или акционерам. Корпоративный контролер тоже достаточно высокая позиция. Он заботится об оптимизации бюджета и не просто сокращает расходы, а творчески работает с менеджерами по направлениям бизнеса. Чем крупнее компания, тем больше расходы, по принципу снежного кома. Контролер работает с разными менеджерами, и ему приходится вникать в работу разных направлений бизнеса, будь-то PR, кондитерское производство или продажа», – говорит менеджер по корпоративным связям компании Nestle Ukraine Геннадий Радченко. Кому это нужно? Наиболее актуален вопрос управления издержками для компаний с небольшой прибыльностью. Но эксперты уверены, что она будет падать даже у тех структур, которые ранее могли похвастаться рентабельностью, измеряемой сотнями процентов. Поджать финансовые хвосты придется и тем компаниям, которые проводили активные заимствования. Это предприятия финансового, аграрного, строительного секторов. «Западные компании попросту завидуют украинским, которые получают большие прибыли и могут позволить себе исправить болезненные для финансового сектора ошибки, допущенные некомпетентными менеджерами», – заявляет директор Института международных бизнес-отношений Андреас Келлинг. По его словам, бизнесмены в Польше, Венгрии и Чехии уже испытывают все прелести снижения прибыли. «Как и на Западе, в компаниях этих стран все чаще говорят о производительности труда. Мы же рекомендуем украинским бизнесменам перенимать западный опыт», – говорит он. И советует всем топ-менеджерам повышать грамотность на курсах MBA, чтобы говорить на одном языке со своим финансовым директором. «Иначе такое общение будет напоминать чтение газеты полугодичной давности, потому что, как правило, финансовый директор отчитывается о прошлых достижениях компании, а корпоративному менеджеру надо понимать текущее состояние бизнеса», – считает Андреас Келлинг. В арсенале топов, сокращающих расходы, оказывается достаточно статей, которые можно «резать». Обычно это расходы на маркетинг, рекламу, сбыт или на новые разработки и логистику. Могут быть сокращены также ассортимент товаров и услуг, торговые площади, оборудование и фонд оплаты труда. К последнему варианту прибегают наиболее часто, поскольку он позволяет быстро и много сэкономить, когда предприятию угрожает банкротство. Например, по такому пути пошла девелоперская компания «XXI Век», не так давно уволив до 60 % персонала. «Я считаю, что компании должны использовать несколько вариантов сокращения расходов, так как любой перекос чреват нарушением равновесия предприятия. Скажем, в погоне за прибылью может оказаться, что продажи выросли, а дохода нет. В сокращении расходов можно переборщить и потерять сотрудников, – говорит директор ХК «Анкор» в Украине Александр Егоров. – В нашем бизнесе персонал – основной ресурс, актив предприятия. Поэтому экономить на этом мы не можем». Особняком в перечне способов экономии средств стоит энергосбережение. Это универсальное средство, которое использовать можно без опаски. В кадровых агентствах уже заметили: компании приходят к пониманию необходимости внедрения управленческого учета и системы бюджетирования. «Если эти системы в структуре имеют место, можно говорить о том, что менеджер может управлять как доходами, так и расходами. Все больше предприятий переходят в режим стратегического планирования деятельности, что связано с усилением конкуренции. Поэтому спрос на специалистов-оптимизаторов расходов проявится еще сильнее в ближайшие полгода-год», – уверен генеральный директор компании «Виче» Ирина Синчалова. Развитие этой тенденции ускорит финансовый кризис. Юрий Логуш, вице-президент Kraft Foods, генеральный директор в Украине, Беларуси, Молдове, Грузии, Армении и Азербайджане: «Борьбой с издержками у нас занимается финансовый отдел и отдел, который осуществляет все закупки для компании, начиная от сырья и заканчивая ручками. Финансовый отдел контролирует этот процесс. Мы следим за тем, чтобы они не превратились в «кормушку» для должностных лиц. Этот механизм работает автоматически и всегда. Ведь закупки обходятся компании в сотни миллионов долларов. Это стандартная процедура. Она нацелена на предотвращение злоупотреблений, внедрение контроля и аудита, чтобы не допустить сговор. В критическое время, когда важна каждая копейка и компании испытывают трудности, надо перестраиваться. Для бизнеса это действительно вызов. Думаю, что фирмы, которые имеют международную практику, лучше контролируют ситуацию с расходами, чем отечественные. Нам удалось минимизировать расходы в закупочных ценах на сырье. В то же время мы не можем позволить себе покупать сырье низкого качества. Приведу пример. Мне пришлось присутствовать в одном из портов на приеме какао-бобов. Наши бобы были хорошего качества, рядом разгружали сырье дружественной компании. В этих бобах были ветки, листья, камешки. Мы сделали вывод, что они покупают продукцию по самым низким ценам и вопрос качества для них не настолько актуален. Но это является вариантом экономии на издержках, что указывает на то, что минимизации расходов в каждой компании добиваются по-разному». Наталия Стецун
Другие статьи02.10.2018 Найти сотрудника в нелегкое время 27.09.2018 Как стать HR 21.09.2018 Аренда зала для тренингов 18.09.2018 Подбор персонала от "Виче Консалтинг" 13.09.2018 Как стать очень дорогим HR за 3 месяца? |