|
Использование на практике результатов Assessment Center в разработке индивидуальных программ карьерного развития
29.04.2011
Ирина Синчалова
Управляющий партнёр ООО «ВИЧЕ КОНСАЛТИНГ ГРУПП»
На сегодняшний день всё ещё немногие компании применяют системные методы развития персонала, позволяющие оптимизировать бюджеты затрат и усилить эффективность проводимых обучающих программ и других мероприятий, направленных на развитие компетенций персонала.
Почему так происходит? Почему украинский HR-специалист понимает развитие персонала только лишь как серию корпоративных тренингов, причём не всегда необходимых и нужных? Какова отдача от средств, вложенных в развитие персонала? Превышает ли финансовый эффект от обучения затраты на его проведение?
Потому что на организационном уровне управления не построена чёткая причинно-следственная связь между результатами оценки и дальнейшим развитием персонала. Я бы сказала, что не только не построена, но и полностью отсутствует. Причём, обучение, которое является значительной частью затратного бюджета, функционирует независимо от того, проходят ли в компании процедуры оценки или нет. Подобный подход к развитию персонала является в корне неправильным и не позволяет трансформировать затраты в инвестиции, направленные на развитие бизнеса.
Каким же образом возможно использовать на практике результаты Assessment Center в разработке индивидуальных программ карьерного развития?
Априорно принимая факт того, что основной целью проведения оценки является развитие ключевых компетенций персонала до уровня, требуемого профилем должности, мы включаем прямую зависимость от этих результатов будущих программ развития персонала. Программы развития персонала включают в себя результативных внутренние мероприятия, при разработке которых должны учитываться три основных принципа - эффективность, затраты и прибыль.
• Когда мы говорим о практических шагах разработки программ развития персонала, основанных на данных оценки компетенций, то необходимо обязательно учитывать следующую последовательность проводимых этапов.
• До того, как будут разрабатываться индивидуальные программы развития необходимо провести выбор методов . Речь идёт о построении системы развития персонала, которая должна полноценно функционировать не только под конкретный проект оценки, но и выполнять свои задачи в постоянном процессном режиме.
• Разработка индивидуальных и групповых программ развития персонала.
• Формирование бюджета затрат на развитие персонала.
• Разработка процедуры взаимодействия между ответственными лицами и участниками программ развития.
• Разработка инструментов контроля эффективности участия в программе развития.
• Индивидуальные и групповые программы могут включать в себя следующие методы развития персонала:
• ПРОГРАММЫ САМООБУЧЕНИЯ, ПОСТРОЕННЫЕ НА ПРИНЦИПЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С КУРАТОРОМ:
• внутренние оn-line программы профессиональной подготовки, предполагающие возможность интерактивного взаимодействия в форме ответов на вопросы, проверки понимания материала и рекомендаций по изучению дополнительного материала;
• внутренние информационные базы решения профессиональных проблем, обращаясь к которым сотрудник имеет возможность пользоваться опытом и идеями работников других подразделений и пополнения своими разработками - оценка вклада сотрудника в развитие такой информационной базы будет влиять на общую оценку по итогам прохождения программы развития;
• программы сохранения знаний «know-how», предполагающие развитие каждого через передачу своих знаний и опыта коллегам – подготовка и проведение «круглых столов», презентаций, внутренних конференций и др.
• индивидуальные и групповые просмотры видеотренингов;
• создание внутренней библиотеки профессиональной обучающей литературы и др.
• ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА И МЕНТОРИНГА, ПОСТРОЕННЫЕ НА ПРИНЦИПЕ ПЕРЕДАЧИ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ ВЫШЕСТОЯЩИМ РУКОВОДИТЕЛЕМ:
• наставничество в рамках участия в проектах;
• наставничество и менторинг через предоставление дополнительных полномочий при замещении руководителя;
• наставничество в процессе временных ротаций в другие функциональные подразделения;
• менторинг по корпоративным ценностям и стратегии и др.
• ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВОЙ ПОДГОТОВКИ, ПОСТРОЕННЫЕ НА ПРИНЦИПЕ ОТРАБОТКИ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В ГРУППАХ:
• определение количества и тематик внутренних тренинговых программ;
• определение количества и разработка тренингового задания для проведения корпоративных тренингов внешними провайдерами.
• Регламентация процедуры взаимодействия между специалистами HR-подразделения, непосредственными руководителями, наставниками смежных структурных подразделений и участниками оценки (планирование информационных потоков, сроков, форм взаимодействия, необходимых бланков и др.)
• РАЗРАБОТКА ИНСТРУМЕНТОВ КОНТРОЛЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ.
• Разработка показателей и конкретных опросников, кейсов и ролевых заданий, которые будут использоваться в процессе реализации программ развития с целью промежуточного контроля следующих показателей:
• уровня удовлетворённости участников программ развития;
• уровня развития компетенций - усвоения новых знаний и отработки навыков;
• оценки поведения участников после тренинга на рабочем месте;
• измерение количественных и качественных показателей деятельности.
Если привести пример из реальных проектов по разработке программ развития персонала, то конечный результат будет выглядеть приблизительно таким образом:
Ф.И. О. Иванов Иван Иванович – Итоговый балл оценки развития компетенций : 3,31
Ключевые компетенции (консультанты работали с Моделью компетенций, которая была предоставлена Клиентом)
|
Оценочный балл развития компетенции
|
Возможные мероприятия развития
|
1. Ориентация на результат
|
3,16
|
|
Знает цели бизнеса и пути достижения результата
|
3,98
|
· менторинг по корпоративным ценностям и стратегии
· наставничество и менторинг через предоставление дополнительных полномочий при замещении руководителя
|
Умеет принять/выбрать правильное решение, основываясь на фактах
|
2,00
|
· наставничество в рамках участия в проектах;
· внутренние информационные базы
|
Ставит задачи и цели
|
3,00
|
· участие в тренинге
|
Определяет этапы выполнения, достижения цели; определяет исполнителей и критерии оценки; оценивает результаты
|
3,43
|
· внутренние оn-line программы профессиональной подготовки
|
Обладает достаточной профессиональной экспертизой для эффективной организации работы своего подразделения
|
3,53
|
· внутренние оn-line программы профессиональной подготовки
· наставничество и менторинг через предоставление дополнительных полномочий при замещении руководителя
· программы сохранения знаний «know-how»
|
Предвидит возможные проблемы, узкие места и готовится к ним
|
3,00
|
· наставничество и менторинг через предоставление дополнительных полномочий при замещении руководителя
|
2. Управление изменениями/инновациями
|
3,25
|
|
Использует гибкий, позитивный и про-активный подход для преодоления трудностей
|
3,43
|
· менторинг по корпоративным ценностям и стратегии
|
Способствует принятию решений другими людьми
|
3,86
|
· участие в тренинге
· наставничество в рамках участия в проектах
|
Решителен и инициативен
|
3,22
|
· менторинг по корпоративным ценностям и стратегии
|
Проявляет гибкость и быстро реагирует на изменения
|
3,72
|
· внутренние оn-line программы профессиональной подготовки
|
Предлагает решения проблем, находящихся вне зоны его ответственности
|
2,57
|
· внутренние информационные базы
· программы сохранения знаний «know-how»
|
Рассматривает изменения и новые подходы, как благоприятную возможность для дальнейшего развития, а не личную угрозу
|
3,14
|
· наставничество в рамках участия в проектах
|
Принимает качественные решения, основанные на фактах, оценивает риски
|
2,80
|
· внутренние оn-line программы профессиональной подготовки
|
3. Создание эффективной команды
|
3,42
|
|
Создает атмосферу сотрудничества в процессе достижения цели. (Создает атмосферу, в которой каждый проявляет себя; создает в команде чувство причастности; поощряет открытый диалог; стремится понять свою команду – мотивацию, навыки, опыт, личную ситуацию через дискуссию по развитию карьеры; поддерживает и мотивирует команду для того, чтобы понять и оценить потенциал каждого члена команды)
|
3,86
|
· менторинг по корпоративным ценностям и стратегии
· внутренние информационные базы
|
Развивает подчиненных (Обеспечивает подчиненных развивающими заданиями; делится знаниями и пониманием перспектив; развивает преемников)
|
343
|
· программы сохранения знаний «know-how»
|
Наделяет людей полномочиями (делегирование)
|
3,43
|
· участие в тренинге
|
Поощряет личный вклад каждого в общее дело
|
3,43
|
· участие в тренинге
|
Дает детальную конструктивную обратную связь – индивидуально и обоснованно
|
3,29
|
· участие в тренинге
|
Разделяет с командой ответственность за результат, предпочитает общий результат личному
|
3,43
|
· программы сохранения знаний «know-how»
|
Вдохновляет других на решение трудных задач
|
3,29
|
· менторинг по корпоративным ценностям и стратегии
|
Управляет конфликтами – ищет решения вместе с командой, поощряет противоречие для получения лучшего решения
|
2,57
|
· менторинг по корпоративным ценностям и стратегии
· наставничество и менторинг через предоставление дополнительных полномочий при замещении руководителя;
· наставничество в процессе временных ротаций в другие функциональные подразделения;
|
Способен выявить как сильные, так и слабые стороны сотрудника
|
3,43
|
· внутренние оn-line программы профессиональной подготовки
|
Справедливо относится ко всем членам команды (не выделяет фаворитов), умеет выстраивать отношения вне зависимости от пола, расовой принадлежности и возраста.
|
4,00
|
Балл развития компетенции соответствует требованиям
|
и т.д.
|
Каким же образом оценивать эффективность программы развития персонала?
Если понимать затраты в развитие персонала как инвестиции, то современный подход к измерению отдачи от инвестиций в развивающие программы включает в себя не только общепризнанные уровни оценки - реакцию участников, полезность полученных знаний и навыков для реальной работы и результат, измеряемых уровнем изменения бизнес-показателей, но оценку финансовой эффективности – ROI (Return on Investment).
Расчёт ROI позволяет измерять возврат инвестиций в развитие персонала и рассчитывается по формуле:
ROI = ((Доход от программы – Затраты на программу) / Затраты на программу) х 100%
Данный метод впервые предложен Джеком Филипсом (США) и одобрен Американской ассоциацией тренинга и развития (ASTD), так как позволяет
измерить уровень финансовых вложений в развитие каждого сотрудника и человеческий фактор в целом по организации;
оценить эффективность проводимого обучения в финансовом выражении. Перестать действовать исключительно в рамках «центра затрат» и двинуться в сторону «центра прибыли»;
приводить разнообразные обучающие программы, проводящиеся в компании, к одному знаменателю - финансовый эффект;
привести результаты деятельности HR-подразделения к единым финансовым показателям организации.
Только изменение видения задач и общего функционала HR-подразделения в компании способно привести к усилению эффективности затрат в развитие персонала и увеличению прибыльности бизнеса. А основными результатами работы HR-специалистов должно быть достижение целей организации.
Другие статьи
02.10.2018 Найти сотрудника в нелегкое время
27.09.2018 Как стать HR
21.09.2018 Аренда зала для тренингов
18.09.2018 Подбор персонала от "Виче Консалтинг"
13.09.2018 Как стать очень дорогим HR за 3 месяца?
Все статьи
| |