О компании
Направления деятельности
Фотогалерея
Статьи
Наши клиенты
на главнуюкарта сайтаконтакты
Бизнес как система. Методология IDEF013.08.2012 В библиотеке HR-знаний мы будем рассматривать любую компанию, любую организацию, любой бизнес как систему. В каждой системе существуют некоторые процессы. Или – бизнес-процессы – если мы говорим о бизнес-системе, о коммерческой компании. В материалах первого раздела мы покажем, что компания является системой и покажем, какие типы процессов в компании протекают. Мы научимся определять, к какому типу относятся те или иные процессы и придём к первичному пониманию места процессов управления персоналом в бизнес-процессах компании. Весь этот путь мы пройдём с оглядкой на методологию IDEF0, которая, в частности, используется при сертификации по стандарту качества ISO9000. IDEF0: предысторияIDEF0 был создан департаментом Военно-Воздушных Сил США в 1981 году, как методологическая часть программы автоматизации промышленных предприятий. И представляет собой методологию функционального моделирования. Стандарт позволил, во-первых, полностью описать все процессы, протекающие в компании. И, во-вторых, IDEF0 позволил зафиксировать все взаимосвязи между всеми процессами в организации – одной из отличительных чёрт методологии является соподчинённость объектов (процессов и функций). Последняя редакция IDEF0 была выпущена в 1993 году и с тех пор стандарт изменений не претерпевал. Призма IDEF0: «способ смотрения»IDEF0 рассматривает все функции организации, как последовательность бизнес-процессов, каждый из которых является, с одной стороны, функцией, а с другой стороны, если его декомпозировать на составляющие, оказывается процессом. Состоящим из набора функций более низкого уровня. Уровень декомпозиции функций-процессов может быть сколь угодно глубоким, хотя на практике редко опускаются ниже 5-6-го уровня декомпозиции. Правило стороны. Так называемое «правило стороны» описывает, с какой стороны объекты и субъекты входят в каждую функцию, из какой стороны выходит результат. Правило содержит следующие элементы:
На рисунке №1 приведён пример одного из бизнес-процессов, описанных по методологии IDEF0.. Понятно, что при описании реальных бизнес-процессов на месте абстрактных надписей должны фигурировать, как в рисунке №2, конкретные, существующие в этом бизнесе, элементы – входящие объекты, регламентирующие документы, реальные позиции, результаты каждой функции. Рис. 2. Пример реального процесса, описанного в методологии IDEF0 (кликните по картинке, чтобы рассмотреть полноразмерную версию в новой вкладке) Обратите внимание:
Формализация и кодификация бизнес-процессовКаждый бизнес-процесс описывается на отдельном листе. Если функции, входящие в этот бизнес-процесс, требуют дальнейшей декомпозиции, то каждая из таких функций описывается, как бизнес-процесс, на отдельном листе. Формализация начинается с 2х листов, имеющих код А0. На первом листе фиксируют «бизнес-процессы компании», как единую функцию (см. рис. 2). На втором листе фиксируют «бизнес-процессы компании» исходя из классификации на управляющие, основные и обеспечивающие процессы (см. рис. 3).
На приведенных рисунках – примеры. В реальности, каждая стрелка получает собственную подпись, описывающую регламентирующий документ, ресурс, ответственного человека или выходящий результат. Маркировка осуществляется следующим образом: А0 – верхний уровень абстракции А1 – управляющие процессы А2 – основные процессы А3 – обеспечивающие процессы А23 – третий основной процесс А152 – второй процесс пятого управляющего процесса Номер функции в процессе указывается в правом нижнем углу. Предположим, мы рассматриваем процесс А141. Предположим, он состоит из 5 функций. Если этот процесс декомпозируется (то есть, мы рассматриваем дальше каждую функцию, как процесс), тогда мы получим ещё 5 процессов, которые нужно будет расписать с кодами от А1411 до А1415. РезюмеТакой подход позволит нам в следующих статьях точно увидеть место процесса управления персоналом в структуре бизнес-процессов компании. Кроме того, он позволяет чётко структурировать управление персоналом и представить его в виде набора бизнес-процессов. Это, в свою очередь, даст вам чёткое понимание каждого HR-процесса в работе компании и их ролей. Понимание того, зачем они нужны, какое влияние и каким образом оказывают на компанию. Кроме того:
Таким образом, с одной стороны, IDEF0 поможет нам разобраться с местом HR-системы в бизнес-процессах компании, а с другой способен ощутимо помочь в систематизации ежедневной работы компании через формализацию бизнес-процессов. P.S.: В следующей статье мы рассмотрим типы бизнес-процессов и место управления персоналом в процессах компании.
Другие статьи02.10.2018 Найти сотрудника в нелегкое время 27.09.2018 Как стать HR 21.09.2018 Аренда зала для тренингов 18.09.2018 Подбор персонала от "Виче Консалтинг" 13.09.2018 Как стать очень дорогим HR за 3 месяца? |