О компании Направления деятельности Фотогалерея Статьи Наши клиенты на главнуюкарта сайтаконтакты
Статьи

Профессиональная этика рекрутера

10.07.2012

Сфера рекрутинга, как и любая сфера услуг, окутана некоторым количеством мифов, слухов и догадок. Многие из них не имеют к реальности никакого отношения. В этой статье мы предлагаем вам разобраться с тем, чем занимается рекрутер, работающий в рекрутинговом агентстве и какой профессиональной этикой он должен руководствоваться. Мы поговорим о том, почему компании обращаются в рекрутинговые агентства. И – перечислим некоторые забавные слухи о рекрутинговых агентствах. На некоторые вы получите ответы в самой статье. О других вам дадут исчерпывающие ответы в любом рекрутинговом агентстве, заслуживающем внимания.

Что делает рекрутер в рекрутинговом агентстве?

Спектр задач рекрутера в агентстве широк и разнообразен.

  • Вместе с заказчиком рекрутер определяет, какими качествами и компетенциями должен обладать работник, проводит экспертизу вакансий;
  • Консультирует заказчика по вопросам составления анкет-заявок с целью эффективного подбора кандидатов;
  • Использует собственную базу резюме, информационные базы рынка труда, средств массовой информации и Интернета (в том числе социальные сети), в поиске подходящих кандидатов;
  • Проводит собеседования с потенциальными соискателями на открытые вакансии, отбирая кандидатов для первого пакета резюме, отправляемого заказчику;
  • Формирует и отправляет первый пакет резюме заказчику в сроки, указанные во внутренних стандартах агентства и договоре на подбор персонала между клиентом и рекрутинговым агентством;
  • Оказывает помощь кандидатам в составлении резюме, знакомит их с условиями труда и необходимыми требованиями в компании заказчика;
  • Организует собеседование соискателей у клиента, присутствует на некоторых из них;
  • Отвечает за коммуникацию с представителем клиента, отвечающим за подбор персонала и проведение собеседований на территории компании-клиента;
  • Помогает развивать карьеру соискателям, которые обратились в рекрутинговое агентство, предлагая им, по сути, новые карьерные возможности;
  • Поддерживает контакт с трудоустроенным человеком и компанией-заказчиком в течении нескольких месяцев, отслеживая процесс адаптации нового сотрудника в коллективе
  • Иногда оказывает заказчику консалтинговые услуги: помогает диагностировать кадровые проблемы, проблемы управления персоналом, рекомендует методы решения этих проблем, рекомендует необходимые тренинги, знакомит с методами оценки персонала.

То, каким будет распределение задач в работе конкретного рекрутера, существенно зависит от его опыта. Логично, что начинающие рекрутеры будут выполнять больший объём черновой работы, больше заниматься наполнением базы, первичным отбором резюме и первичными собеседованиями под наблюдением «зубра». Впрочем, если «зубр» – хороший педагог, молодёжь способна показать быстрый и качественный прогресс необходимых навыков. Одной из базовых рамок любого рекрутера служит профессиональная этика. Именно она регламентирует, что должно делать и что – недопустимо в работе рекрутера.

Профессиональная этика рекрутера

Рекрутер обязан:

  • Соблюдать статус неприкосновенности трудоустроенного: рекрутинговое агентство не включает в базу кандидатов для executive search тех людей, которых устроило на работу;
  • Соблюдать статус конфиденциальности поиска (не раскрывать информацию о предприятии, для которого ведется поиск специалиста; не разглашать информацию о кандидатах, которые продолжают работать и находятся в поисках работы, чтобы избежать нежелательных последствий посещения рекрутингового агентства);
  • Соблюдать запланированные регламенты и сроки (в первую очередь – срок закрытия вакансии, оговоренный в договоре), давать обратную связь всем сторонам рекрутингового процесса;
  • Добросовестно выполнять свои обязательства перед заказчиком, и в случае необходимости, проводить качественную гарантийную замену. 

Недопустимо:

  • Дискриминировать соискателей по расовому, национальному, религиозному и половому признакам;
  • Использовать для работы информацию, запрещенную законодательством для открытого использования: краденные базы данных предприятий, физлиц, паспортных столов, военкоматов, силовых структур (ГНАУ, МВД, СБУ, армии и т.д.);
  • Разглашать на рынке материалы агентства, которые являются интеллектуальной собственностью компании;
  • Вступать с заказчиком или кандидатом в более тесные отношения, нежели того требует работа над вакансией (принимать подарки, ходить в кафе, рестораны, вести разговоры прямо или косвенно угрожающие авторитету либо финансовому состоянию агентства, и т.д.);
  • Выполнять поручения заказчика, не входящие в перечень оговоренных услуг: самостоятельно составить финальное задание для кандидатов; самостоятельно заполнять документ, который обязан заполнять заказчик; другие поручения, не имеющие отношения к выполнению заказа;
  • Применять специальные методы оценки без согласия кандидата;
  • Нарушать принципы независимости и объективности при оценивании кандидатов;
  • Работать над проектами по одинаковым вакансиям в нескольких конкурирующих компаниях;
  • Предоставлять одного и того же кандидата разным клиентам в одно и то же время;
  • Соглашаться на предложения заказчиков проверить их работников на лояльность (некоторые владельцы бизнеса воспринимают персонал своей компании как собственность, а не как важный человеческий ресурс);

Почему компании выбирают рекрутинговые агентства?

Даже компании, обладающие собственной командой рекрутеров, часто всё-таки обращаются в рекрутинговые агентства. Почему? Кроме вполне  очевидной ситуации, когда в компании просто нет своего рекрутера, есть и другие причины:

  • Рекрутинговое агентство отбирает самых лучших кандидатов на вакансию клиента. Избавляя клиента от необходимости самостоятельно перебирать гигантские массивы информации.
  • Рекрутеры в агентстве занимаются подбором специалистов разных профилей и для разных отраслей. Это, во-первых, даёт им более широкий кругозор. Потому что необходимо вникнуть в специфику каждой должности для каждой отрасли. Во-вторых, это даёт им системное видение того, специалистов из каких областей куда имеет смысл трудоустраивать. Что позволяет вести поиск более прицельно, а, значит, и более качественно. В-третьих, это спасает их от такого «замыливания взгляда», когда монотонная работа с однообразными вакансиями начинает негативно влиять на восприятие потенциальных соискателей.
  • Рекрутинговые агентства приходят на помощь компаниям тогда, когда внутренние рекрутеры перегружены и перестают справляться со своим объёмом. Если перегрузка случается эпизодично, 1-2 раза в год на 2-3-5 позиций, компании дешевле обратиться в агентство, чем нанимать ещё одного полноценного рекрутера.
  • Рекрутинговые агентства чаще работают со сложными вакансиями, благодаря чему имеют лучшие навыки закрытия таких вакансий. Например, в компании потребность в подборе руководителя отдела возникает 1 раз в год. Агентство «закрывает» по несколько подобных вакансий в месяц. Сравните соответствующий опыт сами.
  • Профессиональные рекрутинговые агентства имеют жёсткие технологические стандарты и строго придерживаются этих стандартов в своей работе.
  • Профессиональные рекрутинговые агентства обязательно предоставляют гарантийную замену на случай непредвиденной ситуации с соискателем, вышедшим на работу у клиента и по личным решившим покинуть компанию. Более того, предоставление гарантийной замены обязательно прописано в стандартном договоре "правильного" агентства.
  • Рекрутинговое агентство кровно заинтересовано в том, чтобы подобрать своему клиенту такого сотрудника, который быстро и эффективно вольётся в работу компании. Потому что с большой долей вероятности это означает новые заказы. И от этой компании, и от других компаний, чьё руководство знакомо с руководством довольного клиента. Поэтому мотивация рекрутингового агентства всегда будет высокой.
  • Кроме того, рекрутеры агентства также кровно заинтересованы в быстром и качественном закрытии каждой вакансии. Потому что это сулит им бонусы и достойный совокупный доход.

Слухи о рекрутинговых агентствах

Если задаться целью, список слухов о рекрутинговых агентствах превысит добрых 50 пунктов. Мы приведём лишь некоторые, а про остальные договоримся, что им будет посвящён отдельный материал – целая самостоятельная статья.  Итак:

  • Услуги рекрутеров баснословно дороги, к тому же они вряд ли сделают то, чего не могут сотрудники отдела подбора персонала;
  • Сроки реализации сложных проектов неоправданно длинны (три–шесть месяцев);
  • Рекрутер не очень хорошо знает корпоративную культуру компании и личность непосредственного руководителя кандидата, что делает адекватный подбор более сложным;
  • Много вопросов вызывает и то, что со стороны рекрутеров иногда отсутствуют надежные гарантии – найденный специалист может не подойти компании или уволиться вскоре после выхода на работу;
  • Рекрутер для получения гонорара может работать с конкурентами, раскрывая конфиденциальную информацию, или же вступить в сговор с кандидатом для повышения его зарплатных требований;
  • Рекрутеры отбирают кандидатов по понятным только для себя критериям, не давая информации о многих соискателях, возможно, интересных заказчику (резюме просто не доходят до работодателя).
  • Рекрутинговое агентство, не нацеленное на конечный результат, может бесконечно долго работать на рынке, не закрывая проекты и ориентируясь лишь на получение от заказчика предоплаты, которая не возвращается.

Безусловно, в каждом бизнесе существуют компании и отдельные «эксперты», которые портят репутацию сферы. Но настоящие профессионалы серьезно заботится о своем имидже и своём бизнесе. Мнение рынка изрядно ухудшают «азартные» рекрутеры, ушедшие во «фриланс», которые оценивают свою работу как временную. Знание некоторых особенностей рекрутинга,  часто подталкивает таких «профессионалов» к получению быстрых денег. Именно поэтому вопрос порядочности и профессиональной этичности тех, кто предоставляет рекрутинговые услуги в Украине, до сих пор весьма актуален. И это требует от потенциальных клиентов внимательно подходить к выбору поставщика услуг по поиску и подбору персонала.

Надеемся, эта статья дала вам дополнительные ориентиры, которые помогут в процессе выбора рекрутингового агентства.

Дмитрий Малюта,

Директор по развитию «Виче Консалтинг Групп»

 

Другие статьи

09.03.2017  О чём молчит HR?

14.07.2016  Удовлетворённость персонала. Что измеряем и зачем?

11.12.2015  В команде топ-менеджеров HR-директор должен разговаривать на языке цифр

09.12.2015  КАК ЗАЖЕЧЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО ОТДЕЛ ПРОДАЖ?

21.11.2014  Как ставить задачи

Все статьи