О компании Направления деятельности Фотогалерея Статьи Наши клиенты на главнуюкарта сайтаконтакты
Статьи

Как оптимизировать корпоративную культуру?

06.04.2009

Как оптимизировать корпоративную культуру?

Александр Подгорный, партнёр ООО «ВИЧЕ КОНСАЛТИНГ»

На сегодняшний день повышенным спросом пользуются локальные проекты управленческого консалтинга «Оптимизация корпоративной культуры», «Оптимизация численности персонала» и «Оценка эффективности затрат на персонал».
Объясняется это тем, что HR-менеджеры столкнулись с серьёзной задачей сокращения структуры затрат на персонал, причём эту задачу нужно выполнить виртуозно – без нарушения баланса между экономией и отсутствием риска потери профессионалов, на которых «держатся» результаты. 
В результате реализации проектов по оптимизации численности персонала или оценки эффективности затрат на персонал, компания получает «срез» или реальную картину ситуации в компании, а именно объективную информацию, которую самостоятельно получить не возможно. Во-первых, по классическим причинам – это, как говорят в народе, «глаз замылился», субъективность в оценке информации внутренними специалистами и «боязнь» делиться личным мнением с представителями центрального офиса или другого отдела (даже если это HR-отдел). Во-вторых, потому что это требует знания определенных технологий. и, в-третьих, потому что до этого не всегда «доходят руки» и всегда находятся более срочные дела.
Мы сейчас находимся в ситуации, про которую можно сказать - «нет худа без добра», поскольку HR-менеджеры имеют возможность отвлечься от рутины, а значит больше времени и внимания уделить анализу проблем, планированию и стратегическим вопросам.
Это то, что касается ситуации на рынке, которая благоприятствует спросу на эти продукты. Что же касается самих продуктов, то они позволяют профессионально подойти к вопросу управления персоналом. Под словом «профессионально» в данном случае я подразумеваю системно увидеть приоритеты в работе отдела персонала на ближайшее время, например полгода-год.
Что же касается проекта по оптимизации корпоративной культуры, то наш подход в этом вопросе очень простой и рациональный. Он состоит в следующем:
 задача разработчиков стратегии – выбрать стратегию, совместимую с «неприкосновенными» элементами преобладающей в компании культуры.
 задача проводников стратегии – изменить те стороны культуры, которые препятствуют успешному осуществлению стратегии.

Проект, который мы осуществляем, позволяет определить представления и ценности, направляющие поведение сотрудников и оценить какие из них способствуют, а какие препятствуют реализации стратегии компании. После этого задача разработать комплекс мер и мероприятий по работе с представления и ценности, направляющие поведение сотрудников. Те, что препятствуют успешной реализации стратегии, требуют мероприятий по снижению их влияния и нейтрализации. Те, что способствуют – требуют подкрепления и дальнейшего распространения в компании.
После такого, образно говоря, «прозрения» можно легко спланировать HR-бюджеты, поскольку понятны приоритеты работы HR-отдела, как отдела, деятельность которого напрямую влияет на успех реализации стратегии компании. Даже в программы стандартных тренингов можно внести изменения с целью эффективного распространения через этот канал тех представлений и ценностей, которые способствуют реализации стратегии.
В результате проекта по оценке эффективности затрат на персонал мы получаем совершенно другой «срез» информации о ситуации в компании.
Мы исходим из того, что мотивировать сотрудников необходимо на реализацию стратегии, на выполнение плановых показателей. В каждой компании есть существенные затраты на персонал, причём не важно забюджетированы ли они или же решения принимаются в «ручном режиме». Вопрос в том, насколько эти затраты мотивируют и способствуют реализации стратегии компании.
В ходе проекта по оценке эффективности затрат на персонал мы определяем какие затраты способствовали мотивированию персонала на реализацию стратегии и достижение плановых результатов, а какие мотивировали, условно говоря, на что-то другое, например на удержание всего персонала офиса, начиная от топ-менеджмента и заканчивая уборщицами. (Я не делаю акцент на том, что работа уборщицы не нужна, я хочу сделать акцент на том, что ее вклад в реализацию стратегии незначителен и не зависит от изменения стратегии компании.) Или пример из другой компании. Персонал воспользовался только 20% от суммы медицинской страховки, положенной по страховым программам по итогам года.
Понятно, что необходимо выявить те факторы, которые мотивирую наш персонал, а не пользоваться теми, которые используются другими компаниями, даже если они на первый взгляд выглядят эффективными и полезными.
Ясно, что после такого проекта, даже не повышая бюджетов затрат на персонал, а возможно и сокращая его, можно добиться значительного повышения эффективности вложений в персонал, которая проявится в показателях результативности деятельности.
 

 

Другие статьи

02.10.2018  Найти сотрудника в нелегкое время

27.09.2018  Как стать HR

21.09.2018  Аренда зала для тренингов

18.09.2018  Подбор персонала от "Виче Консалтинг"

13.09.2018  Как стать очень дорогим HR за 3 месяца?

Все статьи